
2025-11-23
Инцидент с посадкой беспилотника с участием Береговой охраны Японии привел к задержкам рейсов, что привлекло внимание к мерам контроля за использованием беспилотников.
23 ноября по местному времени большой беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Sea Guardian», принадлежащий Береговой охране Японии, внезапно вышел из-под контроля при посадке в аэропорту Китакюсю после выполнения задания. Кончики четырёх пропеллеров в хвостовой части самолёта были сильно погнуты, а на конце вертикального хвостового киля имелись заметные следы трения. Некоторые детали разлетелись по взлётно-посадочной полосе, что привело к срабатыванию аварийной сигнализации. Этот инцидент непосредственно привёл к аварийному закрытию главной взлётно-посадочной полосы аэропорта примерно на 40 минут, а три последующих гражданских рейса были вынуждены отложить взлёты и посадки, что повлияло на планы сотен пассажиров.
На следующий день Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии объявило инцидент «крупной аварией», которая может иметь серьёзные последствия. Совет по безопасности на транспорте поручил двум профессиональным следователям по авиационным происшествиям расследовать ключевые факторы, такие как эксплуатационные процедуры, неисправности оборудования и погодные условия. В инциденте участвовал американский беспилотник MQ-9B, стоимость одного экземпляра которого достигала 4 миллиардов иен (около 200 миллионов юаней). С момента его развертывания в аэропорту Китакюсю в январе этого года он в основном выполнял задачи по наблюдению в Восточно-Китайском море. Его система посадки основана на сочетании GPS и инерциальной навигационной технологии. Во время аварии в районе аэропорта наблюдался сдвиг ветра, что повышало вероятность задержки в срабатывании навигационной системы.
Этот инцидент с участием служебного беспилотника в очередной раз подчеркивает важность технологий противодействия дронам и систем контроля воздушного пространства. Даже в Японии, где правила управления дронами относительно всеобъемлющи, сохраняется двойная проблема «технической надежности» и «безопасности сценариев». Системы противодействия дронам могут не только противодействовать злонамеренным несанкционированным полетам, но и оперативно вмешиваться посредством электронных помех и прогнозирования траектории, когда служебные самолеты рискуют потерять управление, предотвращая эскалацию аварий. Такие транспортные узлы, как аэропорт Китакюсю, где используются как военные, так и гражданские самолеты, могли бы обнаружить аномальное поведение дронов гораздо раньше, если бы были оснащены многомерным оборудованием для мониторинга дронов, что позволило бы выиграть драгоценное время для реагирования на чрезвычайные ситуации.
Стоит отметить, что, хотя Япония уже давно устанавливает бесполетные зоны вокруг аэропортов в своем Законе об авиации и требует обязательной регистрации дронов весом более 100 граммов, этот инцидент выявил «слепое пятно» в регулировании деятельности официальных органов. С широким распространением дронов в правоохранительных органах, службах безопасности и других сферах, меры борьбы с дронами перешли от «пассивной обороны» к «активному контролю». Их размещение в ключевых местах, таких как аэропорты и атомные электростанции, служит одновременно барьером от несчастных случаев и необходимой мерой обеспечения общественной безопасности. Расследование продолжается, и эта ужасающая посадка дорогостоящего дрона, несомненно, служит сигналом к действию для управления безопасностью полетов на малых высотах в различных странах.