2025-09-26
Вечером 22 сентября 2025 года в аэропорту Копенгагена (Дания) было обнаружено 2–3 крупных неопознанных беспилотника. Во избежание риска столкновения полёты были приостановлены в 8:26 того же дня. Воздушное пространство было закрыто почти на 4 часа, что привело к изменению маршрута 31 рейса, задержке или отмене около 100 рейсов и 20 000 пассажиров.
В тот же период в аэропорту Осло (Норвегия) был замечен беспилотник, что привело к почти трёхчасовому закрытию воздушного пространства и изменению маршрутов нескольких рейсов, вызвав цепную реакцию в региональной авиации. Датская полиция назвала операцию с использованием беспилотника профессиональной и не исключила преднамеренного вмешательства. Премьер-министр охарактеризовал её как «серьёзную атаку на критически важную инфраструктуру».
Смертельная угроза безопасности полетов : воздушное пространство аэропорта полностью запрещено для полётов. По оценкам экспертов, столкновение 10-килограммового дрона с пассажирским самолётом, летящим со скоростью 900 километров в час, будет иметь силу, сравнимую с малокалиберным артиллерийским снарядом, что может повредить критически важные компоненты воздушного судна. Риск ещё выше в случае с этим крупным дроном: подобные инциденты ранее приводили к серьёзным инцидентам в аэропортах Чэнду и Куньмина.
Цепная реакция краха общественного порядка : закрытие аэропорта Копенгагена привело к задержке пассажиров и повлекло за собой скрытые потери в бизнесе, медицинском обслуживании и других областях; инцидент в аэропорту Осло требует совместного расследования несколькими странами, подчеркивая его воздействие на трансграничный порядок.
Уязвимости в защите критически важных объектов : подобные действия представляют прямую угрозу национальной безопасности. Нарушение безопасности таких объектов, как аэропорты, может привести к системным рискам. Многонаправленный полет дрона и управляемые сигналы указывают на его специализированную направленность и могут привести к опасным атакам.
Инцидент выявил недостатки отсутствия мер противодействия, и развертывание технологий борьбы с дронами становится неизбежным:
Превращая пассивность в проактивность : современные системы способны обнаруживать дроны и реагировать на них на ранних этапах с помощью радиочастотного обнаружения и радиолокационного мониторинга. Например, система ДронШилд может прерывать связь с дронами и направлять их на вынужденную посадку, избегая длительного закрытия воздушного пространства.
Поддержка внедрения нормативных актов : новый «Закон о наказаниях в сфере общественной безопасности» 2026 года включит в него понятие «незаконного полёта». Функции регистрации траектории и сигналов системы борьбы с дронами могут стать ключевыми доказательствами для привлечения к ответственности.
Создайте надежный барьер из объектов : базовые станции и мобильное оборудование для борьбы с дронами необходимо разместить в ключевых зонах, таких как аэропорты, чтобы сформировать защитную сеть радиусом 5–10 км и компенсировать существующие недостатки «слепой зоны на малых высотах».
Дания продолжает преследование оператора, но этот инцидент повысил осведомлённость мирового сообщества о необходимости регулирования дронов. Дроны больше не просто игрушки, и одного лишь саморегулирования и последующих штрафов недостаточно. Для предотвращения угроз безопасности необходим комплексный подход, сочетающий регулирование, технологии и обучение.