
2025-09-28
Европейский союз планирует провести 26-го числа встречу, посвящённую созданию «стены беспилотников» с целью использования беспилотных систем для оборонительного противодействия. В последние дни инциденты, связанные с беспилотниками, произошли в нескольких европейских странах, включая Польшу, Данию и Норвегию, что вызвало обеспокоенность в Европе относительно собственной безопасности и ситуации на восточном фланге НАТО.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на пленарном заседании Европарламента предложила создать механизм «Мониторинга восточного крыла» ЕС, развить возможности космического мониторинга в режиме реального времени и поддержать инициативу стран Балтии по созданию «линии обороны от беспилотников».
По данным агентства Рейтер, российской газеты «Независимая» и других СМИ, Европейский союз планирует провести 26 числа встречу, посвящённую созданию «стены беспилотников». Заседание проведёт Кубилюс, высокопоставленный представитель ЕС по обороне. На встрече будет обсуждаться вопрос о создании «стены беспилотников» над Эстонией, Латвией, Литвой, Финляндией, Румынией, Польшей, Болгарией и Данией.
Частые инциденты безопасности вызывают беспокойство
По сообщениям многочисленных зарубежных СМИ, участившиеся в последнее время инциденты с использованием беспилотников во многих европейских странах стали основной причиной того, что ЕС построил «стену дронов».
9-го числа этого месяца большое количество беспилотников ворвалось в воздушное пространство Польши, что побудило польские военные оперативно отреагировать и сбить некоторые из них. Польское правительство заявило, что беспилотники были российскими, что Россия опровергла. НАТО, однако, охарактеризовало инцидент как «крупнейшее нарушение воздушного пространства НАТО» и объявило 12-го числа о начале операции «Восточный страж» для укрепления обороны и сдерживания на восточном фланге НАТО.
Вечером 22 числа международный аэропорт Каструп в Копенгагене (Дания) приостановил полёты примерно на четыре часа после обнаружения нескольких неопознанных дронов. Рано утром 23 числа международный аэропорт Гардермуэн в Осло (Норвегия) также был закрыт примерно на три часа после обнаружения неопознанного дрона.
В ответ на обвинения в причастности России к инцидентам с беспилотниками в Дании и Норвегии пресс-секретарь президента России Песков заявил 23 числа, что если Запад каждый раз будет выдвигать подобные необоснованные обвинения, то подобные высказывания со временем перестанут привлекать внимание людей.
Некоторые аналитики полагают, что возникновение подобных инцидентов с использованием беспилотников подчеркивает «пробелы в возможностях Европы и НАТО в области защиты от беспилотников».
«В системе обороны ЕС огромные дыры. У нас нет необходимого оборудования для обнаружения, отслеживания и уничтожения беспилотников», — цитирует Рейтер министра иностранных дел Литвы Кястутиса Будриса.
Кубилюс заявил 18 числа, что ЕС «надеется принять очень интенсивные и эффективные подготовительные меры, чтобы как можно скорее закрыть эту лазейку, которая действительно очень опасна для нас».
Продвижение ЕС строительства «стены беспилотников» по сути направлено на создание региональной системы совместной обороны посредством централизованного развертывания технологий борьбы с беспилотниками. Её важность очевидна: с одной стороны, Эстония, Латвия и Литва, как страны на восточной границе ЕС, находятся в непосредственной близости от зоны российско-украинского конфликта. Ранее уже было зафиксировано множество случаев пересечения границы неопознанными беспилотниками. «Стена беспилотников» позволяет осуществлять раннее предупреждение в режиме реального времени и точный перехват целей на малых высотах с помощью радиолокационного мониторинга, радиочастотных помех и других технологий, заполняя «слепую зону» системы предупреждения и контроля на малых высотах. С другой стороны, по сравнению с режимом предотвращения и контроля, который использует одна страна, ведущая борьбу в одиночку, «стена дронов» может интегрировать ресурсы данных из нескольких стран для формирования быстрой цепочки реагирования «обнаружение-идентификация-утилизация», избегая повторения инцидентов с закрытием воздушного пространства, подобных произошедшим в аэропортах Копенгагена и Осло, и создавая прочный барьер безопасности для таких ключевых объектов, как аэропорты и энергетические объекты.
Можно сказать, что широкомасштабное применение технологий борьбы с беспилотниками стало для ЕС основным средством борьбы с угрозами безопасности, исходящими от беспилотников, и поддержания региональной стабильности, а реализация «стены беспилотников» может стать важной отправной точкой для Европы в создании сети безопасности и контроля на малых высотах.